Концепция работы МСОШ № 5 с одаренными детьми
Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность утверждать, что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.
К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:
•
Имеют
более высокие по сравнению с большинством
остальных
школьников-сверстников
интеллектуальные .способности,
восприимчивость к умению, творческие
возможности и проявления;
•
Имеют
доминирующую, активную, не насыщаемую
познавательную
потребность;
•
Испытывают
радость от умственного труда.
В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Полезно иметь ввиду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:
1.
Дети с
необыкновенно высоким уровнем
умственного развития при
прочих равных
условиях (такие дети чаще встречаются в
дошкольном
и младшем школьном возрасте).
2.
Дети
с признаками специальной умственной
одаренности -
одаренности
в определенной области науки (такие
учащиеся чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте).
3.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо
причинам успехов в
учении, но обладающие яркой
познавательной активностью,
оригинальностью
психического склада, незаурядными
умственными
резервами (возможности таких учащихся
нередко раскрывают в
старшем школьном
возрасте).
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.
В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими признаками:
•
принцип
индивидуализации обучения (высшим уровнем
реализации этого
принципа выступает разработка
индивидуальной системы оптимальных
условий развития одаренного учащегося). "
Принцип
свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи
наставничества;
•
Принцип
максимального разнообразия
предоставляемых
возможностей;
•
Принцип
возрастания роли внеурочной деятельности
при снижении
в определенном смысле и в определенной
мере учебных
требований;
•
Принцип
особого внимания к проблеме межпредметных
связей в
индивидуальной
работе с учащимися;
•
Принцип
создания условий для совместной работы
учащихся при
минимальном участии учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:
а выявление одаренных детей;
а создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1.
знакомство
учителей с научными данными о
психологических
особенностях и
методических приемах, эффективных при
работе с
одаренными детьми, через:
а проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
а обучение на курсах повышения квалификации;
а подбор и накопление в библиотечном фонде литературы,
необходимой для самообразования, систематический обзор новых
поступлений. а Научно-методическую работу по данному направлению (с
последующим обсуждением и обменом опытом).
2.
Проведение
целенаправленных наблюдений за учебной и
внеурочной
деятельностью
школьников для выявления детей, имеющих
склонность и
показывающих
высокую результативность в различных
областях
деятельности,
путем:
а Обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности: а Знакомства с приемами целенаправленного педагогического
наблюдения. а Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей
успешности и круге интересов, об особенностях личностного
развития их ребенка; а Периодического сбора сведений среди учителей-предметников и
классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах. 3.Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
а Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному
направлению; а Лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между
результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной
деятельности; а Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад,
позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:
•
Учителями,
вводящими учащегося в сферу учебного
предмета и
создающими атмосферу эмоциональной
включенности,
возбуждающимися интерес к предмету,
закладывающими основы
системы
знаний, отрабатывающими с учеником
технику исполнения
видов
деятельности при решении различных
учебных задач;
•
Наставником,
который:
Выполняет функции научного руководителя, выводящего руководителя,
выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над
темой, избранной самим учеником.
Координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе
одаренного учащегося;
Обеспечивает необходимое одаренному учащемуся.общение;
Осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.
Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или
приглашенные для этой цели специалисты.
Учащиеся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с
наставником.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Отбор среди
различных систем обучения тех методов,
форм и приемов,
которые
способствуют развитию самостоятельности
мышления,
инициативности и творчества, и применение
этих методов, форм и
приемов с опорой
на такие правила, как:
•
Соотнести
количество предоставляемой информации и
отборку
умения
ее обрабатывать (анализировать,
сравнивать, сопоставлять,
классифицировать,
делать выводы).
•
Минимальное
количество времени сообщать информацию
или
показывать
конкретные способы выполнения учебных
заданий, а
больше предоставлять ребятам возможности
обсуждать вопросы
самим
(меньше объяснять и больше спрашивать,
используя так
называемые «открытые вопросы», чтобы
понять, как учащиеся
пришли к выводу, решению, оценке).
•
Не
стремиться прореагировать на каждый ответ
в классе, а
внимательно
и с интересом слушать, не оценивая ответы,
лишь
показывая, что принимаете их. (Такое
поведение способствует тому,
что ученики начинают больше
взаимодействовать друг с другом и
чаще
сами комментируют идеи и мнения
одноклассников. Тем самым
они
оказываются в меньшей зависимости от
учителя).
2.
Предоставление
возможности совершенствовать способности
в
совместной
совершенствовать способности в
совместной деятельности с
научным
руководителем, поскольку научный
руководитель:
•
Обеспечивает
высокий уровень консультирования по
выбранной
учащимся
теме научного исследования;
•
Поощряет
проявление самодеятельности,
предоставляя свободу выбора
области
приложения сил и методов достижения цели;
•
Создает
условия для конкретного воплощения
творческих идей с учетом
особенностей
ситуации и личностных особенностей
учащегося
§ Способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что: Целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;
Предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе учащегося;
Инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; Программа утверждается на педагогическом совете; Проявление уважения к индивидуальности ученика, что в частности, предполагает:
Понимание особенностей развития одаренного учащегося; Составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальных сфер; Стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей -возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
Не обязательно имеет столь высокую эмоциональную и социальную
зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не
является независимым и ответственным).
Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в
индивидуализации обучения и помощи.
Может иметь некоторое отставание в физическом развитии
(проявляющееся, например, в плохой координации движений или
корявом почерке).
Не должен успевать и превосходить вс9х по большинству предметов
школьной программы.
Ему всегда присуще высокая мотивация к достижениям, стремление
быть лучшим, сознательное усилие в учебе. Положительное отношение к
школе.