Концепция работы МСОШ 5 с одаренными детьми

Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность утверждать, что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.

К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:

         Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
школьников-сверстников интеллектуальные .способности,
восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

         Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность;

         Испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Полезно иметь ввиду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:

1.              Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при
прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном
и младшем школьном возрасте).

2.              Дети с признаками специальной умственной одаренности -
одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще
обнаруживаются в подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в
учении, но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада, незаурядными умственными
резервами (возможности таких учащихся нередко раскрывают в
старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими признаками:

    принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося). "    Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества;

         Принцип максимального разнообразия предоставляемых
возможностей;

         Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении
в определенном смысле и в определенной мере учебных
требований;

         Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в
индивидуальной работе с учащимися;

         Принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

а   выявление одаренных детей;

а   создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1.      знакомство учителей с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах, эффективных при работе с
одаренными детьми, через:

а   проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

а   обучение на курсах повышения квалификации;

а   подбор и накопление в библиотечном фонде литературы,

необходимой для самообразования, систематический обзор новых

поступлений. а   Научно-методическую работу по данному направлению (с

последующим обсуждением и обменом опытом).

2.    Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной
деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и
показывающих высокую результативность в различных областях
деятельности, путем:

а   Обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности: а   Знакомства с приемами целенаправленного педагогического

наблюдения. а   Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей

успешности и круге интересов, об особенностях личностного

развития их ребенка; а   Периодического сбора сведений среди учителей-предметников и

классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах. 3.Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

а   Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному

направлению; а   Лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между

результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной

деятельности; а   Проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад,

позволяющих ребенку проявить свои способности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

         Учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и
создающими атмосферу эмоциональной включенности,
возбуждающимися интерес к предмету, закладывающими основы
системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения
видов деятельности при решении различных учебных задач;

         Наставником, который:

Выполняет функции научного руководителя, выводящего руководителя,

выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над

темой, избранной самим учеником.

Координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе

одаренного учащегося;

Обеспечивает необходимое одаренному учащемуся.общение;

Осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или

приглашенные для этой цели специалисты.

Учащиеся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с

наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1.   Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов,
которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и
приемов с опорой на такие правила, как:

         Соотнести количество предоставляемой информации и отборку
умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать, делать выводы).

         Минимальное количество времени сообщать информацию или
показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а
больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы
самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так
называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся
пришли к выводу, решению, оценке).

         Не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а
внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь
показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому,
что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и
чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым
они оказываются в меньшей зависимости от учителя).

2.      Предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной совершенствовать способности в совместной деятельности с
научным руководителем, поскольку научный руководитель:

         Обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной
учащимся теме научного исследования;

         Поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора
области приложения сил и методов достижения цели;

          Создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом
особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося

§            Способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что: Целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;

Предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе учащегося;

Инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; Программа утверждается на педагогическом совете; Проявление уважения к индивидуальности ученика, что в частности, предполагает:

Понимание особенностей развития одаренного учащегося; Составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальных сфер; Стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей -возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

Освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

Не обязательно имеет столь высокую эмоциональную и социальную

зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не

является независимым и ответственным).

Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в

индивидуализации обучения и помощи.

Может иметь некоторое отставание в физическом развитии

(проявляющееся, например, в плохой координации движений или

корявом почерке).

Не должен успевать и превосходить вс9х по большинству предметов

школьной программы.

Ему всегда присуще высокая мотивация к достижениям, стремление

быть лучшим, сознательное усилие в учебе. Положительное отношение к

школе.

 

 

 
Hosted by uCoz